Powered By Blogger

вторник, 8 ноября 2011 г.

"Командировка в Париж": путешествие по Европе

22. Вандомская площадь: первые в мире бумажные деньги, кредитки и…
      мансарды      
Вандомская площадь,
 фото из интернета
  Во время утренней автобусной экскурсии по Парижу в 09.00  по европейскому времени мы остановились на красивой, необычной площади: вся она является мемориалом, поэтому в зданиях, находящихся на площади, никто не живёт, в них – известные банки, дорогие бутики, фешенебельные отели «Ритц Париж» (здесь любили останавливаться Чарли Чаплин, Коко Шанель, Хемингуэй), «Парк Гайат Вандом» и «Бристоль» (теперь «Вандом»).  Расположена Вандомская площадь между Лувром и Гранд Опера. Гуляя по площади, мы слушали рассказ экскурсовода об истории её создания. 
Париж, Вандомская площадь
справа от колонны, фото
сделано 28.07. 2011 в 09.07.
   Возникновение Вандомской площади связано с тремя людьми: королём Людовиком XIV, архитектором Жюлем Мансаром (его имя уже упоминалось, например, в моём очерке о Доме Инвалидов: Ж.Мансар завершал строительство Домского собора) и Джоном Ло (Лоу) – изобретателем новой финансовой системы (кредиток).
   Здесь когда-то был большой дворец Сезара, герцога Вандом, незаконного сына короля Генриха IV, и его любовницы Габриэль д’Эстре.  В 1702г.  на его месте разбили площадь как памятник величию армии короля Людовика XIV и назвали её Площадью Побед. После многочисленных побед Франции площадь переименовали в Площадь Людовика Великого и поставили в центре её памятник королю – конную статую.  Мансар придумал бумажные деньги и выкупил здание дворца с садами под будущие застройки: архитектор хотел таким образом обогатиться, но его планам не было суждено сбыться. Затем часть земли выкупил министр финансов Людовика XIV Лувуа, но и эти планы по созданию грандиозной площади не реализовались. После его смерти землю выкупил сам король и поручил Ж.Мансару спроектировать такой фасад здания, который стал бы украшением площади и привлёк покупателей к участкам земли вокруг неё.  
Париж, Вандомская площадь
слева от колонны, фото сделано
28.07.2011 в 09. 15
И вот два (не считая спроектированных зданий) изобретения великого архитектора живут до наших дней. Кроме бумажных денег, Жюль Мансар придумал экономичную форму чердачного этажа в виде помещений с косым потолком, все слуховые окна на крыше украсил лепниной – с тех пор эти помещения под крышей называются «мансардами». Сначала там никто не хотел жить, и эти комнаты стали жильём для прислуги и беднейшего сословия Парижа. Экскурсовод нам рассказал, что в наши дни мансарды – очень дорогие помещения и доступны только богатым жильцам, особенно в новых районах, где владельцы этих квартир имеют выход на террасы, расположенные на крышах домов. Нам показывали дом современной постройки с мансардой и террасой, владелец которой какой-то арабский шейх, имеющий в Париже вот такую квартиру и приезжающий сюда дня на три в год. А квартира стоит миллионы евро! 
Париж, Вандомская площадь, наша группа стоит около колонны Наполеона
   Вернёмся к истории Вандомской площади. Когда государственные деньги кончились, проектом занялся финансист Джон Ло, построивший для себя резиденцию за одним из зданий площади. Перестроили старые и возвели несколько одинаковых дворцов, окончательный вид Вандомская площадь приобрела к 1720 году. Как раз к этому году лопнула финансовая компания Джона Ло «Миссисипи», наводнившая Францию кредитными билетами. Он должен был отдавать многомиллионную сумму долга, поэтому распродал имущество вернувшейся из ссылки семье Бурбонов-Конде, которые к 1797г. стали владельцами большей части площади.    
   В 1806г. Наполеон решил воздвигнуть колонну в честь своих военных побед при Аустерлице (вспомните «Войну и мир» Л.Толстого, ранение князя Андрея Болконского в бою при Аустерлице), и её установили на месте свергнутого революцией памятника королю. Украшают колонну 425 спиральных бронзовых барельефов, отлитых из 1200 трофейных австрийских и русских пушек. На самом деле орудий было значительно меньше: их захватили всего 133, но так повелось, что историю «приукрашают», приписывая себе победы и завоевания.
   На барельефах изображена военная кампания 1805г.  Высота Вандомской колонны – 44м., на её вершине – изваяние увенчанного лавровым венком Наполеона, держащего меч в левой руке и земной шар со статуей Победы – в правой.
    
Париж, Вандомская площадь, колонна Наполеона
   Скульптуру Наполеона несколько раз сбрасывали с пьедестала, а при Реставрации Бурбонов даже расплавили, из полученной бронзы отлили конную статую Генриха IV, потом при правлении Луи-Филиппа скульптуру Наполеона восстановили и водрузили на колонну, чтобы опять демонтировать во времена Парижской Коммуны. Предложил это сделать художник Гюстав Курбе, который в 1871 г. в своём письме к Правительству заявил, что этот памятник прославляет милитаристские идеи и военные завоевания бывшей имперской династии, а они противоречат республиканским принципам нации.
Париж, Вандомская площадь,  барельефы на колонне Наполеона,
фотография сделана 28.07.2011г. в 09.30
     И 8 мая колонну разрушили, сохранив лишь бронзовые пластины с барельефами. Но когда через 2 года памятник решили восстановить и хотели это сделать за счёт художника, тот был вынужден отправиться в добровольную ссылку в Швейцарию.
   С 1718 г. на Вандомской площади в домах № 11, 13 размещалось Министерство юстиции, а в доме №14 – парижский офис крупнейшего инвестиционного банка «Морган Джей-Пи», здесь работали салоны самых известных модельеров.
   Вот такая интересная история Вандомской площади, а впереди нас ждал не менее занимательный Латинский квартал, куда мы отправились пешком.
          
      

4 комментария:

  1. Материал просто замечательный. Но за фото группы Вам спасибо не скажут. Если Вы хотите сфотографировать людей на фоне какого-то большого памятника, то надо поставить группу (или человека) на определенном расстоянии от памятника, чтобы люди были крупным планом, а памятник - фоном.

    ОтветитьУдалить
  2. Виталий, спасибо за комментарий. Насчёт фото колонны, где стоит наша группа. Просто так получилось, я группу не хотела фотографировать, а только всю колонну. Для этого я отбежала довольно далеко, а потом к колонне подошла другая группа, т.е. сфотографировать одну колонну просто не реально. А всей группой мы нигде не фотографировались. Всё бегом-бегом... Каждый фотографировал себе и себя.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная и подробная информация. С твоей помощью, Наташа, мы продолжаем знакомиться с Парижем. Спасибо. С нетерпением ждем продолжения.

    ОтветитьУдалить
  4. Галочка, спасибо и вам с Серёжей за внимание.

    ОтветитьУдалить