воскресенье, 6 января 2013 г.

Экскурсия в Театр-музей Сальвадора Дали


10. День пятый: едем в Фигерас
Антенки усов С.Дали - его связь с внешним миром
    Побывав в Лионе, мы долго ехали по территории Франции и ночевали в транзитном отеле в Монпелье. 
Франция, пропускной пункт
Условия проживания здесь - нормальные, только шведский стол, на удивление, был скудный: всё (даже йогурты, круассаны и др.) просчитано по количеству туристов. Когда стало явно, что продуктов мало (ведь кто-то взял 2 булочки, 2-3 йогурта для мюсли...), молодой чернокожий администратор  бегал по залу, давал указания служащим. Нам, конечно, хватило еды, но мужчины остались голодные. Больше подобного не было нигде!
Испания. Скоро Фигерас!
     Позавтракав, в 8.30 мы отправились на северо-восток Испании, в Каталонию (201 км. от Лиона), на родину Сальвадора Дали – в небольшой городок Фигерас, чтобы посетить знаменитый Театр-музей (заплатили 30 евро, а билет стоил, наверное, евро 12-15, если пойти самим, но там большая очередь, билеты надо заказывать заранее).
План-схема Театра-музея С.Дали
   Конечно, многим известно хоть что-то о Сальвадоре Дали, я тоже читала о нём, видела репродукции картин, но побывать в Театре-музее – это нечто... Художник хотел, чтобы зритель пришёл в сюрреалистический «театр» и уходил из него, поражённый необыкновенным «спектаклем». И Сальвадору Дали удалось создать именно такой шедевр! 
Картина С.Дали
      Может, не всем нравятся картины С.Дали, иногда трудно понять, что художник хотел выразить своей работой, но интерес к его личности огромен, поэтому в Фигерас едут миллионы туристов (ежегодно музей посещает 1.300.000 человек), и, без сомнения, никто не уходит равнодушным из Театра-Музея – любимого детища Сальвадора Дали.
   Нашим гидом был молодой человек Геннадий (из Москвы он переехал с семьёй жить в Испанию, под Барселону), влюблённый в творчество С.Дали и знающий о художнике очень много. Конечно, я не всё запомнила, но всё же некоторые интересные факты остались в памяти, а статьи о С.Дали можно найти в интернете, материал, однако, здесь довольно однообразный. Правда, я нашла и документальные фильмы, и ролики, созданные по его картинам. Ссылки дам в конце очерка. Геннадий советовал нам посмотреть фильм С.Дали «Андалузский пёс» (1929г.) и фильм А.Хичкока «Заворожённый» (1948г.) «Андалузский пёс» я посмотрела – не впечатлил: какая-то мистика, разрезанные бритвой зрачки... Ужас!         
Сальвадор Дали в детстве
  Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Фигерасе. 
Испания, улочки Фигераса
«Вся моя жизнь была театром, - говорил С.Дали. - Где же ещё, как не в моём городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра, показалось мне очень подходящим по трём причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещён; в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы». Кроме живописи, С.Дали нравилась музыка Вагнера, Гала её тоже любила.
    Строительные работы длились 14 лет, а открытие музея состоялось 28 сентября 1974года.
С этой стороны музея стоят автобусы
       Туристические автобусы останавливаются с тыльной стороны музейного комплекса, а затем пешком по узким старинным улочкам города туристы направляются к центральным воротам Театра-музея Сальвадора Дали.
Испания, Фигерас. Улица около
Театра-музея С.Дали 
      Поражают своей красотой, какой-то сказочностью,  розовые стены, украшенные сверху огромными яйцами (это символ жизни!) и золотистой лепниной –  булочками или крендельками, которые так любил и почитал художник. 
Касса музея
Удивительные стены Театра-музея С.Дали

У него даже есть картина «Корзина с хлебом», созданная в 1945 году и выставленная в одном из залов музея.
С.Дали. "Корзина с хлебом"
    А  башню «Галатея», посвящённую Гала,
 жене Сальвадора Дали, пристроили к средневековым стенам чуть позже.
Башня "Галатея"
   Огромный стеклянный купол, возвышающийся над музейным комплексом, виден отовсюду. «Представляется очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений, - писал С.Дали, - но, как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».
Стеклянный купол музея
    Здесь всё, начиная с кажущегося трёхэтажным здания музея, необычно: на самом деле сооружение пятиэтажное, но многоуровневое.    
    Во двор музея мы попадаем с площади С.Дали и Гала (можно подойти и с другой стороны), на ступеньках – большая скульптура, это, оказывается, Ньютон, раскинув руки, как бы приглашает туристов посетить музей. Фотографируемся, став между ногами высокой скульптуры с продырявленной головой.
Испания, Фигерас, я около скульптуры  "Ньютон"
       Идём дальше. Во дворе на пьедестале из шин восседает великий живописец Менсонье, которым восхищался С.Дали.
Двор Театра-музея С.Дали. На пьедестале из шин - Менсонье, а дальше - жёлтый "атом водорода",  кафе
  Перед самым входом расположился известный каталонский философ Франсиск Пужольс, одетый в белую тогу, а тело этой скульптуры – ствол старинного оливкового дерева; здесь же, снизу, находится бюст римлянина.  Говорят, что философ похож на одного из друзей великого художника.
Каталонский философ Франсиск Пужольс
   Над входом в Театр-музей на балконе много разных скульптур, держащих багеты, костыли,  в центре – человек в водолазном костюме. Однажды Сальвадор Дали, одевшись в такой костюм во время выступления в Лондоне на конференции сюрреалистов, чуть ли не задохнулся. И вот это «злополучное»  снаряжение представлено в Театре-музее.
Балкон над входом в Театр-музей С.Дали
Внутренний дворик "Мир". Вид сверху
    Входим в вестибюль и через турникет попадаем в «Мир» - внутренний дворик округлой формы, бывший когда-то партером сгоревшего театра. Здесь останавливаемся, чтобы всё хорошенько рассмотреть и послушать Геннадия. Стены обвиты плющом, чего только на них нет: торчащие обгоревшие балки старого театра (С.Дали захотел их оставить), какие-то деревянные чудовища, идолы и скелеты, мумии и вообще что-то непонятное – всё это С.Дали где-то нашёл, иногда просто подбирая выброшенные вещи, среди которых, как потом выяснялось, были и произведения искусства.
Стена во внутреннем дворике
      По всему периметру – ниши окон разной величины, в каждой – золотистые скульптуры. Одни с опущенными вниз руками (иногда опущена одна рука), другие, как жрецы, возносят их к небу. Такие фигурки стали символами премии «Оскар» (хотя я читала в интернете, что фигурку для премии создал другой скульптор, но нам так сказал гид, и я ему верю), а на самом деле – это Гала, любимая муза художника.
   Центральное место дворика под открытым небом занимает большой «кадиллак», подаренный когда-то Гала С.Дали.
Театр-музей С.Дали. Внутренний дворик.
"Кадиллак", а на нём Эсфирь
   Эта композиция называется «Дождливое такси» или «Дождливый кадиллак», а появился чёрный автомобиль в музее не случайно. Представьте такую картину: только что прошёл сильный дождь, по дорогам журчат бурные ручьи, на прохожих летят брызги от проезжающих мимо машин... Быстро мчащееся такси окатило Сальвадора Дали с головы до ног... «Месть» художника была изобретательна: стоит только туристу бросить монетку в щёлочку в «кадиллаке» - и на шофёра льётся дождик, а сидящие сзади пассажиры «любуются» этой картиной. 
Шофёр "кадиллака"
Пассажиры "кадиллака"
   В это же время над лодкой, поднятой очень высоко и стоящей на столбе из автошин, на своеобразном пьедестале из костылей,  раскрывается чёрный мужской зонтик.
Театр-Музей С.Дали. Лодка на
столбе из автошин и чёрный зонтик  
     Лодка тоже принадлежит Гала, по словам С.Дали, именно на этом судёнышке его жена гонялась за молодыми любовниками, поэтому он «обезопасил» секс (отец всё время в пору юности Сальвадора Дали подсовывал сыну книги о венерических заболеваниях) и украсил лодку... окрашенными в синий цвет презервативами, набрав в них воды. 
Капли, свисающие с лодки... - это презервативы
   А себя Сальвадор Дали называл «великим мастурбатором», он был знаком с поэтом Гарсиа Лоркой, который увлекался наркотиками, покуривал травку и был нетрадиционной ориентации, а в 1938 году его расстреляли солдаты генерала Франко.
Сальвадор Дали и Гарсиа Лорка
Эсфирь
  На носу «кадиллака» стоит пышнотелая Эсфирь – дочь еврейского народа, очаровавшая своим обаянием персидского царя и спасшая таким образом свою нацию от репрессий. По её правой руке ползёт змея, а в левой Эсфирь держит цветок (?). Женщина цепями тянет колонну Траяна. Создал Эсфирь австрийский скульптор и подарил С.Дали. А вообще вся композиция была придумана для Всемирной выставки в Париже в 1938 году.
Стеклянная стена и двери, ведущие на сцену (фото из интернета)
Купол, вид снизу, мы стоим под ним
   Большие стеклянные двери (стена тоже из стекла) ведут из партера на бывшую сцену театра, над которой теперь возвышается прозрачный купол, поддерживаемый руками, как будто это вселенная... 

Под куполом
   Ниши украшены разными скульптурами. 
Напротив двери – огромное изображение: эту картину-декорацию "Галлюциногенный тореадор" (1947г.) С.Дали написал маслом к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне. 
"Галлюциногенный тореадор" 
Конечно же, здесь изображена Гала.
Видна подпись С.Дали
    С левой стороны от дверей, как бы на галерее второго этажа, куда можно подняться по лестнице (но картина видна отовсюду), находится величайшая иллюзия С.Дали – картина «Обнажённая Гала, смотрящая на море». При её создании впервые в изобразительном искусстве применялся цифровой метод: на расстоянии 20 метров Гала «трансформируется» в портрет Авраама Линкольна. Геннадий сказал, что, если сфотографировать картину, то на снимке получится трансформация, и мы увидим голову А.Линкольна или портрет Т.Шевченко. Мне кажется, что на сделанной мной фотографии – Т.Шевченко. Сами посмотрите.
"Обнажённая Гала, смотрящая на море"
Справа от картины
На стене внизу, под картиной
   Портреты Гала мы увидели во всех залах Театра-музея. Этот портрет -  «Галарина» (1944-1945).
"Галарина"
"Атомная Леда"
    Вот эта картина называется «Атомная Леда»(1949), на ней изображена, конечно же, Гала, а сюжет о совокуплении Леды с лебедем Дали взял из легенды 16 века, но не изобразил половой акт на картине, Леда просто обнажена и выглядит вполне пристойно. Все предметы написаны отдельно, они не соприкасаются, а небо как море. 
 «Обнажённая Гала, сидящая спиной» (1960). 
Вот ещё портрет Гала (1954г.).
С.Дали. Портрет Гала
С.Дали. Портрет Гала
  С.Дали пришлось уехать из Фигераса из-за связи с Еленой Дьяконовой, которая была старше Дали на 10 лет; когда они встретились в 1929, женщина была замужем за Полем Элюаром (именно он назвал Елену Гала, а она сама представлялась Галей), имела дочь. 
С.Дали
Гала, 1930г.
   Эта встреча для обоих была как гром среди ясного неба: они стали великолепными любовниками. 
С.Дали и Гала
   Елену не признавал отец Дали, он был нотариусом, атеистом, знал своё место в обществе, поэтому запретил сыну появляться в доме. 
Отец С.Дали
Мама, католичка, чрезвычайно набожная женщина, к тому времени уже умерла от рака (в 1921г.). Через 4 года после смерти жены отец Сальвадора женился на бывшей жене своего брата, что сын счёл предательством.
Мама С.Дали
    Сальвадор ещё с детства был необыкновенным,  восприимчивым ребёнком. Однажды, гуляя в саду с девушками, он поймал летучую мышь (точно не помню, когда мальчик поймал её), а потом случайно увидел в кустах интимную сцену, настолько поразившую пылкое воображение подростка, что Сальвадор прокусил мышь и, весь окровавленный, очень испугал своим видом подружек.  
Сальвадор и Анна-Мария
  Долго музой художника была его младшая сестра Анна-Мария, но после того, как она написала и издала книгу, перестала быть таковой, Сальвадор Дали даже не общался с сестрой: на всю оставшуюся жизнь музой для него стала Гала. Гала и С.Дали поженились в 1932 году, а обвенчались только в 1958г.  В 1968 году, когда их отношения сошли на нет, художник купил для Гала замок в маленьком посёлке Пуболь и не мог его посещать без письменного разрешения жены. Там Гала провела последние годы жизни, умерла в 87лет и была похоронена в замке в 1982 году. Дали пережил жену на 7 лет.
Могила Гала в Пуболь (фото из интернета)
   У С.Дали был брат, который умер, будучи ещё совсем маленьким, в 2 года, а через год новорождённого мальчика тоже назвали Сальвадором. И вот получалось так, что ребёнок со своеобразным воображением и восприятием жизни всё время видел надгробие с написанным на нём своим именем, а затем понял, что любят именно умершего сына, а не его. Было ли так на самом деле? Ведь родители баловали детей. Возможно, это просто детское воображение,  но всё равно была психологическая травма, и всю свою жизнь Сальвадор всё время мысленно возвращался в прошлое, многие его работы – жуткие, тревожные воспоминания из детских лет.
Ребёнок, стоящий задом наперёд
   Внизу, в нише под картиной-иллюзией, мы увидели небольшую «сценку»: музыкальный инструмент, а на нём – белая гипсовая голова женщины (она уже в раю) и жёлтая мужская, покрытые белой накидкой, связывающей их с раскинутыми в стороны  руками ребёнка, укутанного таким образом, что видны только большие испуганные глаза мальчика. 
Испуганные глаза ребёнка
Причём он стоит задом наперёд, к зрителю повёрнута только голова. Разве все мы не из детства? Черты характера, привычки, страхи, иллюзии и т.д. – всё оттуда.
    Справа от двери стену украшает вот такая картина. 
В одной из ниш - необыкновенный стул с ножками, а над ним - картина. 
В нише – голова носорога на стене и осьминог. Необычное сочетание  земного и водного миров.
    Далее поднимаемся по лестнице, чтобы посмотреть другие залы музея. Очень много узких проходов, где трудно разместиться многочисленным туристам.
Комната-иллюзия
   Попадаем в знаменитую комнату-иллюзию - лицо скандальной звезды Голливуда Мэй Уэст. Пышные губы-диван, выразительные ноздри носа-камина... 

Комната-иллюзия. Лицо Голливудской актрисы Мэй Уэст
Стул-манекен. 1976г.
Японская тематика. Светильник.


   Женский бюст из раскрашенного фарфора (1933год) на фоне тушек фазана. Шея красавицы украшена ожерельем из початков кукурузы, волосы женщины собраны странной заколкой-багетом, сверху которого изображены, наверное, те, кто этот хлеб выращивает. Чтобы быть поближе к матушке-природе, С.Дали посадил «мушки» на лбу, на щеках и на губах своей «царицы полей» – ползающих муравьёв. Да, фантазия художника неистощима! 
Женский бюст из фарфора
А тренировался он на жене, посмотрите на эту фотографию:
Дали тренируется на жене
   Рассматриваю голограмму. Наверное, здесь изображена Дева Мария с младенцем. 
  Входим в удивительный, красочный зал, расписанный самим С.Дали. 
Расписной потолок в фойе перед спальней
На потолке входного фойе перед спальней изображены он и Гала, моющие золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Фигуры как бы парят в воздухе. 
Салон был назван «Дворец Ветров», как в одноимённой поэме - легенде о восточном ветре, потерявшем свою любовь, поэтому всегда, когда он приближается к западу, где теперь живёт его возлюбленная – чужая жена, ветер вынужден повернуть, а на землю падают его горькие слезы. Эта легенда очень понравилась художнику, великому мистику, а другую часть своего музея он посвятил эротике, ведь С.Дали часто любил подчеркивать, что эротика отличается от порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе - только неудачи. И точно: порнографических работ у него нет!
С.Дали
   К сожалению, из-за недостатка времени мы не смогли осмотреть весь Театр-музей, но спальню С.Дали видели. Это небольшое помещение, имеющее два входа,  вместило столько удивительных вещей! Сначала я делала фотографии, стоя в проёме правой двери, ведь в комнату не пускают.
В спальне С.Дали
 Ковёр «Постоянство памяти» или «Мягкие часы» (1931г) 
Диван в спальне
Полочки над диваном

Кровать
 Кровать в форме раковины, привезённая из парижского борделя и, возможно, принадлежавшая одной из фавориток Наполеона III.
Делаю снимки (фотовспышкой пользоваться нельзя!) из проёма двери слева: 
Вид со второй двери
Ньютон в спальне
Наверное, это умывальник на «куриных ножках», стоит слева от двери.
Портрет Гала и скульптура.
С потолка свисает лампа, извивающаяся змеёй.
   Времени у нас осталось мало, экскурсия заканчивается, идём по последнему коридору, рассматривая выставленные здесь экспонаты.
Вот удивительная картина, о ней нам рассказывал Геннадий: деревянная тачка, к днищу которой прикреплены карандашные эскизы, изображающие рабочих... Первоначально С.Дали нарисовал сбоку, с правой стороны, гроб и ребёнка (опять воспоминания из детства), а затем убрал его, но если присмотреться, видны остатки рисунка. Смотрите на фотографии там, где голубое поле и цепи.
С.Дали
Синий витраж с зелёными попугаями на фоне плывущих облаков...
Причудливая лампа-крокодил, а рядом нечто (лица нет) неопределённое в шляпе с цветком, на протезе и с костылём, возможно, это женщина... В своих работах С.Дали часто употребляет костыли, протезы. Намёк на то, что всех нас ожидает старость? Или непредсказуемость жизни?
С.Дали
   Вот как изображена медицинская чаша.   
 А вот так оригинально оформлен вход в один из залов музея. И опять кукурузные початки и перевёрнутый головой вниз ребёнок, но без головы... Снова воспоминания из детства?
Сальвадор Дали
  Спускаемся на цокольный этаж, здесь находится склеп, где покоится прах Сальвадора Дали. Умер великий художник  23 января 1989г., и после смерти он хотел быть в своём любимом детище – Театре-музее. Все свои сбережения и картины Сальвадор Дали завещал Испании. 
Испания, Фигерас, Театр-музей,
склеп, где покоится прах С.Дали
Здесь можно посмотреть великолепный ролик о картинах С.ДалиЗдесь можно посмотреть великолепный ролик о других картинах С.Дали

3 комментария:

  1. Я в восторге, Наташа! Дал ссылку на своей странице в Фейсбук.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виталий, за внимание и поддержку.

      Удалить
  2. Я регулярно просматриваю Ваш блог. Жаль, что вы его почти забросили. Я же свой иногда обновляю...

    ОтветитьУдалить