10. День пятый: едем в Фиге’рас
Антенки усов С.Дали - его связь с внешним миром |
Побывав
в Лионе, мы долго ехали по территории Франции и ночевали в транзитном отеле в
Монпелье.
Франция, пропускной пункт |
Условия проживания здесь - нормальные, только шведский стол, на удивление,
был скудный: всё (даже йогурты, круассаны и др.) просчитано по количеству
туристов. Когда стало явно, что продуктов мало (ведь кто-то взял 2 булочки, 2-3
йогурта для мюсли...), молодой чернокожий администратор бегал по залу, давал указания служащим. Нам,
конечно, хватило еды, но мужчины остались голодные. Больше подобного не было
нигде!
Испания. Скоро Фигерас! |
Позавтракав,
в 8.30 мы отправились на северо-восток Испании, в Каталонию (201 км. от Лиона),
на родину Сальвадора Дали – в небольшой городок Фиге’рас, чтобы посетить знаменитый Театр-музей (заплатили 30 евро, а билет
стоил, наверное, евро 12-15, если пойти самим, но там большая очередь, билеты
надо заказывать заранее).
План-схема Театра-музея С.Дали |
Конечно, многим
известно хоть что-то о Сальвадоре Дали, я тоже читала о нём, видела репродукции
картин, но побывать в Театре-музее – это нечто... Художник хотел, чтобы зритель
пришёл в сюрреалистический «театр» и уходил из него, поражённый необыкновенным
«спектаклем». И Сальвадору Дали удалось создать именно такой шедевр!
Картина С.Дали |
Может, не всем нравятся картины С.Дали, иногда трудно понять, что художник
хотел выразить своей работой, но интерес к его личности огромен, поэтому в Фиге’рас едут миллионы туристов (ежегодно музей посещает
1.300.000 человек), и, без сомнения, никто не уходит равнодушным из
Театра-Музея – любимого детища Сальвадора Дали.
Нашим гидом был
молодой человек Геннадий (из Москвы он переехал с семьёй жить в Испанию, под
Барселону), влюблённый в творчество С.Дали и знающий о художнике очень много.
Конечно, я не всё запомнила, но всё же некоторые интересные факты остались в
памяти, а статьи о С.Дали можно найти в интернете, материал, однако, здесь довольно
однообразный. Правда, я нашла и документальные фильмы, и ролики, созданные по
его картинам. Ссылки дам в конце очерка. Геннадий советовал нам посмотреть
фильм С.Дали «Андалузский пёс» (1929г.) и фильм А.Хичкока «Заворожённый»
(1948г.) «Андалузский пёс» я посмотрела – не впечатлил: какая-то мистика,
разрезанные бритвой зрачки... Ужас!
Сальвадор Дали в детстве |
Сальвадор
Дали родился 11 мая 1904 года в Фиге’расе.
Испания, улочки Фигераса |
«Вся моя жизнь была театром, - говорил С.Дали. - Где же ещё, как не
в моём городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и
фундаментальные из моих работ? То, что осталось от Муниципального театра,
показалось мне очень подходящим по трём причинам: во-первых, потому что я, прежде
всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив
церкви, в которой я был крещён; в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я
впервые выставил свои живописные работы». Кроме живописи, С.Дали нравилась
музыка Вагнера, Гала’ её тоже любила.
Строительные работы
длились 14 лет, а открытие музея состоялось 28 сентября 1974года.
С этой стороны музея стоят автобусы |
Туристические
автобусы останавливаются с тыльной стороны музейного комплекса, а затем пешком
по узким старинным улочкам города туристы направляются к центральным воротам
Театра-музея Сальвадора Дали.
Испания, Фигерас. Улица около Театра-музея С.Дали |
Поражают своей
красотой, какой-то сказочностью, розовые
стены, украшенные сверху огромными яйцами (это символ жизни!) и золотистой
лепниной – булочками или крендельками,
которые так любил и почитал художник.
Касса музея |
Удивительные стены Театра-музея С.Дали |
У него даже есть картина «Корзина с хлебом», созданная в
1945 году и выставленная в одном из залов музея.
С.Дали. "Корзина с хлебом" |
А башню «Галатея», посвящённую Гала’,
жене Сальвадора Дали, пристроили к средневековым стенам
чуть позже.
Башня "Галатея" |
Огромный
стеклянный купол, возвышающийся над музейным комплексом, виден отовсюду. «Представляется
очевидным то, что есть другие миры, в этом нет сомнений, - писал С.Дали, - но,
как я уже неоднократно говорил, эти другие миры заключены в нашем, они
существуют на земле, и именно в центре купола музея Дали находится совершенно
новый, неожиданный и чарующий мир сюрреализма».
Стеклянный купол музея |
Здесь
всё, начиная с кажущегося трёхэтажным здания музея, необычно: на самом деле
сооружение пятиэтажное, но многоуровневое.
Во двор
музея мы попадаем с площади С.Дали и Гала’ (можно подойти и с другой
стороны), на ступеньках – большая скульптура, это, оказывается, Ньютон,
раскинув руки, как бы приглашает туристов посетить музей. Фотографируемся, став
между ногами высокой скульптуры с продырявленной головой.
Испания, Фигерас, я около скульптуры "Ньютон" |
Идём дальше. Во дворе на пьедестале из шин восседает великий живописец
Менсонье, которым восхищался С.Дали.
Двор Театра-музея С.Дали. На пьедестале из шин - Менсонье, а дальше - жёлтый "атом водорода", кафе |
Перед
самым входом расположился известный каталонский философ Франсиск Пужольс,
одетый в белую тогу, а тело этой скульптуры – ствол старинного оливкового
дерева; здесь же, снизу, находится бюст римлянина. Говорят, что философ похож на одного из друзей
великого художника.
Каталонский философ Франсиск Пужольс |
Над входом в Театр-музей на балконе
много разных скульптур, держащих багеты, костыли, в центре – человек в водолазном костюме.
Однажды Сальвадор Дали, одевшись в такой костюм во время выступления в
Лондоне на конференции сюрреалистов, чуть ли не задохнулся. И вот это «злополучное» снаряжение представлено в Театре-музее.
Балкон над входом в Театр-музей С.Дали |
Внутренний дворик "Мир". Вид сверху |
Входим в вестибюль и через
турникет попадаем в «Мир» - внутренний дворик округлой формы, бывший когда-то
партером сгоревшего театра. Здесь останавливаемся, чтобы всё хорошенько
рассмотреть и послушать Геннадия. Стены обвиты плющом, чего только на них нет: торчащие
обгоревшие балки старого театра (С.Дали захотел их оставить), какие-то
деревянные чудовища, идолы и скелеты, мумии и вообще что-то непонятное – всё это
С.Дали где-то нашёл, иногда просто подбирая выброшенные вещи, среди которых,
как потом выяснялось, были и произведения искусства.
Стена во внутреннем дворике |
По
всему периметру – ниши окон разной величины, в каждой – золотистые скульптуры.
Одни с опущенными вниз руками (иногда опущена одна рука), другие, как жрецы,
возносят их к небу. Такие фигурки стали символами премии «Оскар» (хотя я читала
в интернете, что фигурку для премии создал другой скульптор, но нам так сказал
гид, и я ему верю), а на самом деле – это Гала’, любимая муза художника.
Центральное место дворика под открытым небом
занимает большой «кадиллак», подаренный когда-то Гала’ С.Дали.
Театр-музей С.Дали. Внутренний дворик. "Кадиллак", а на нём Эсфирь |
Эта композиция называется «Дождливое такси»
или «Дождливый кадиллак», а появился чёрный автомобиль в музее не случайно. Представьте
такую картину: только что прошёл сильный дождь, по дорогам журчат бурные ручьи,
на прохожих летят брызги от проезжающих мимо машин... Быстро мчащееся такси
окатило Сальвадора Дали с головы до ног... «Месть» художника была
изобретательна: стоит только туристу бросить монетку в щёлочку в «кадиллаке» -
и на шофёра льётся дождик, а сидящие сзади пассажиры «любуются» этой
картиной.
Шофёр "кадиллака" |
Пассажиры "кадиллака" |
В это же время над лодкой, поднятой очень высоко и стоящей на столбе
из автошин, на своеобразном пьедестале из костылей, раскрывается чёрный мужской зонтик.
Театр-Музей С.Дали. Лодка на столбе из автошин и чёрный зонтик |
Лодка тоже принадлежит Гала’, по
словам С.Дали, именно на этом судёнышке его жена гонялась за молодыми
любовниками, поэтому он «обезопасил» секс (отец всё время в пору юности
Сальвадора Дали подсовывал сыну книги о венерических заболеваниях) и украсил
лодку... окрашенными в синий цвет презервативами, набрав в них воды.
Капли, свисающие с лодки... - это презервативы |
А себя Сальвадор Дали называл «великим мастурбатором», он был знаком с поэтом
Гарсиа Лоркой, который увлекался наркотиками, покуривал травку и был
нетрадиционной ориентации, а в 1938 году его расстреляли солдаты генерала
Франко.
Сальвадор Дали и Гарсиа Лорка |
Эсфирь |
На носу «кадиллака» стоит
пышнотелая Эсфирь – дочь еврейского народа, очаровавшая своим обаянием
персидского царя и спасшая таким образом свою нацию от репрессий. По её правой
руке ползёт змея, а в левой Эсфирь держит цветок (?). Женщина цепями тянет колонну
Траяна. Создал Эсфирь австрийский скульптор и подарил С.Дали. А вообще вся
композиция была придумана для Всемирной выставки в Париже в 1938 году.
Стеклянная стена и двери, ведущие на сцену (фото из интернета) |
Купол, вид снизу, мы стоим под ним |
Большие стеклянные двери
(стена тоже из стекла) ведут из партера на бывшую сцену театра, над которой
теперь возвышается прозрачный купол, поддерживаемый руками, как
будто это вселенная...
Под куполом |
Ниши украшены разными скульптурами.
Напротив двери – огромное изображение: эту картину-декорацию "Галлюциногенный тореадор" (1947г.) С.Дали написал маслом к
балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне.
"Галлюциногенный тореадор" |
Конечно же, здесь изображена Гала’.
Видна подпись С.Дали |
С левой стороны от дверей, как бы
на галерее второго этажа, куда можно подняться по лестнице (но картина видна
отовсюду), находится величайшая иллюзия С.Дали – картина «Обнажённая Гала’,
смотрящая на море». При её создании впервые в изобразительном искусстве
применялся цифровой метод: на расстоянии 20 метров Гала’ «трансформируется» в
портрет Авраама Линкольна. Геннадий сказал, что, если сфотографировать картину,
то на снимке получится трансформация, и мы увидим голову А.Линкольна или
портрет Т.Шевченко. Мне кажется, что на сделанной мной фотографии – Т.Шевченко.
Сами посмотрите.
"Обнажённая Гала, смотрящая на море" |
Справа от картины |
На стене внизу, под картиной |
Портреты Гала’ мы увидели во всех залах
Театра-музея. Этот портрет - «Галарина» (1944-1945).
"Галарина" |
"Атомная Леда" |
Вот эта
картина называется «Атомная Леда»(1949), на ней изображена, конечно же,
Гала’, а
сюжет о совокуплении Леды с лебедем Дали взял из легенды 16 века, но не
изобразил половой акт на картине, Леда просто обнажена и выглядит вполне
пристойно. Все предметы написаны отдельно, они не соприкасаются, а небо как море.
«Обнажённая Гала’, сидящая спиной» (1960).
Вот ещё
портрет Гала’ (1954г.).
С.Дали. Портрет Гала |
С.Дали. Портрет Гала |
С.Дали
пришлось уехать из Фиге’раса из-за связи с Еленой
Дьяконовой, которая была старше Дали на 10 лет; когда они встретились в 1929,
женщина была замужем за Полем Элюаром (именно он назвал Елену Гала’, а она
сама представлялась Галей), имела дочь.
С.Дали |
Гала, 1930г. |
Эта встреча для обоих была как гром
среди ясного неба: они стали великолепными любовниками.
С.Дали и Гала |
Елену не признавал отец
Дали, он был нотариусом, атеистом, знал своё место в обществе, поэтому запретил
сыну появляться в доме.
Отец С.Дали |
Мама, католичка, чрезвычайно набожная женщина, к тому
времени уже умерла от рака (в 1921г.). Через 4 года после смерти жены отец
Сальвадора женился на бывшей жене своего брата, что сын счёл предательством.
Мама С.Дали |
Сальвадор
ещё с детства был необыкновенным, восприимчивым ребёнком. Однажды, гуляя в саду
с девушками, он поймал летучую мышь (точно не помню, когда мальчик поймал её),
а потом случайно увидел в кустах интимную сцену, настолько поразившую пылкое
воображение подростка, что Сальвадор прокусил мышь и, весь окровавленный, очень
испугал своим видом подружек.
Сальвадор и Анна-Мария |
Долго
музой художника была его младшая сестра Анна-Мария, но после того, как она
написала и издала книгу, перестала быть таковой, Сальвадор Дали даже не общался
с сестрой: на всю оставшуюся жизнь музой для него стала Гала’. Гала’ и С.Дали
поженились в 1932 году, а обвенчались только в 1958г. В 1968 году, когда их отношения сошли на нет,
художник купил для Гала’ замок в маленьком посёлке
Пуболь и не мог его посещать без письменного разрешения жены. Там Гала’ провела
последние годы жизни, умерла в 87лет и была похоронена в замке в 1982 году. Дали
пережил жену на 7 лет.
Могила Гала в Пуболь (фото из интернета) |
У С.Дали был брат, который умер, будучи ещё
совсем маленьким, в 2 года, а через год новорождённого мальчика тоже назвали
Сальвадором. И вот получалось так, что ребёнок со своеобразным воображением и
восприятием жизни всё время видел надгробие с написанным на нём своим именем, а
затем понял, что любят именно умершего сына, а не его. Было ли так на самом
деле? Ведь родители баловали детей. Возможно, это просто детское
воображение, но всё равно была
психологическая травма, и всю свою жизнь Сальвадор всё время мысленно
возвращался в прошлое, многие его работы – жуткие, тревожные воспоминания из
детских лет.
Ребёнок, стоящий задом наперёд |
Внизу, в нише под картиной-иллюзией, мы увидели небольшую «сценку»: музыкальный
инструмент, а на нём – белая гипсовая голова женщины (она уже в раю) и жёлтая
мужская, покрытые белой накидкой, связывающей их с раскинутыми в стороны руками ребёнка, укутанного таким образом, что
видны только большие испуганные глаза мальчика.
Испуганные глаза ребёнка |
Причём он
стоит задом наперёд, к зрителю повёрнута только голова. Разве все мы не из
детства? Черты характера, привычки, страхи, иллюзии и т.д. – всё оттуда.
Справа от
двери стену украшает вот такая картина.
В одной из ниш - необыкновенный
стул с ножками, а над ним - картина.
В нише –
голова носорога на стене и осьминог. Необычное сочетание земного и водного миров.
Далее поднимаемся по лестнице, чтобы
посмотреть другие залы музея. Очень много узких проходов, где трудно
разместиться многочисленным туристам.
Комната-иллюзия |
Попадаем в знаменитую комнату-иллюзию - лицо скандальной звезды
Голливуда Мэй Уэст. Пышные губы-диван, выразительные ноздри носа-камина...
Комната-иллюзия. Лицо Голливудской актрисы Мэй Уэст |
Стул-манекен. 1976г. |
Японская тематика. Светильник. |
Женский бюст из раскрашенного
фарфора (1933год) на фоне тушек фазана. Шея красавицы украшена ожерельем из
початков кукурузы, волосы женщины собраны странной заколкой-багетом, сверху
которого изображены, наверное, те, кто этот хлеб выращивает. Чтобы быть поближе
к матушке-природе, С.Дали посадил «мушки» на лбу, на щеках и на губах своей «царицы
полей» – ползающих муравьёв. Да, фантазия художника неистощима!
Женский бюст из фарфора |
А тренировался
он на жене, посмотрите на эту фотографию:
Дали тренируется на жене |
Рассматриваю голограмму. Наверное, здесь изображена Дева Мария с младенцем.
Входим
в удивительный, красочный зал, расписанный самим С.Дали.
Расписной потолок в фойе перед спальней |
Салон был назван «Дворец Ветров», как в одноимённой поэме - легенде о восточном ветре, потерявшем свою любовь, поэтому всегда, когда он приближается к западу, где теперь живёт его возлюбленная – чужая жена, ветер вынужден повернуть, а на землю падают его горькие слезы. Эта легенда очень понравилась художнику, великому мистику, а другую часть своего музея он посвятил эротике, ведь С.Дали часто любил подчеркивать, что эротика отличается от порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе - только неудачи. И точно: порнографических работ у него нет!
С.Дали |
В спальне С.Дали |
Ковёр «Постоянство
памяти» или «Мягкие часы» (1931г)
Диван в спальне |
Полочки над диваном |
Кровать |
Кровать в форме
раковины, привезённая из парижского борделя и, возможно, принадлежавшая одной
из фавориток Наполеона III.
Делаю снимки (фотовспышкой
пользоваться нельзя!) из проёма двери слева:
Вид со второй двери |
Времени у нас осталось мало, экскурсия заканчивается, идём по последнему
коридору, рассматривая выставленные здесь экспонаты.
Вот удивительная картина, о ней
нам рассказывал Геннадий: деревянная тачка, к днищу которой прикреплены
карандашные эскизы, изображающие рабочих... Первоначально С.Дали нарисовал
сбоку, с правой стороны, гроб и ребёнка (опять воспоминания из детства), а
затем убрал его, но если присмотреться, видны остатки рисунка. Смотрите на фотографии
там, где голубое поле и цепи.
Синий витраж с зелёными
попугаями на фоне плывущих облаков...
С.Дали |
Причудливая лампа-крокодил,
а рядом нечто (лица нет) неопределённое в шляпе с цветком, на протезе и с
костылём, возможно, это женщина... В своих работах С.Дали часто употребляет
костыли, протезы. Намёк на то, что всех нас ожидает старость? Или
непредсказуемость жизни?
А вот так оригинально оформлен вход в один из
залов музея. И опять кукурузные початки и перевёрнутый
головой вниз ребёнок, но без головы... Снова
воспоминания из детства?
Сальвадор Дали |
Испания, Фигерас, Театр-музей, склеп, где покоится прах С.Дали |
Я в восторге, Наташа! Дал ссылку на своей странице в Фейсбук.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Виталий, за внимание и поддержку.
УдалитьЯ регулярно просматриваю Ваш блог. Жаль, что вы его почти забросили. Я же свой иногда обновляю...
ОтветитьУдалить