пятница, 3 февраля 2012 г.

"Командировка в Париж": путешествие по Европе

30. Собор Парижской Богоматери и …студенческие годы   

В студенческие годы на демонстрации 7 ноября.
 Я (слева) с подругой Ларисой 
       Смотрим ли мы фильм, читаем ли статью о чём-то всемирно известном, например о какой-либо архитектурной достопримечательности, мы воспринимаем эту информацию с интересом, восхищаясь увиденным, услышанным, прочитанным… Но это восприятие другого человека, его видение, его чувства, переданные нам, зрителям и читателям. И, наверное, каждый мечтает побывать там, куда влечёт его беспокойное сердце, стремление узнать что-то новое, жажда  перемен и ветер странствий…
   Экскурсия в собор Парижской Богоматери была для меня особенной: мысленно вернулась в свою молодость, в те далёкие студенческие годы… 

Париж, собор Нотр-Дам, портал Святой Анны,
фотография сделана 28.07.2011г. 
     Итак, наша группа подходит к правому входу  в Нотр-Дам – дверям Святой Анны, матери Богородицы. Это самый древний портал, он не изменялся при реконструкции собора, как другие.  Нотр-Дам всегда был окружён тайной, и никто не знает, почему именно у дверей Св.Анны встречались алхимики позднего средневековья. Говорят, что есть даже статуя учёного, запрятанная среди химер на галерее второго яруса. 
На верхнем ярусе Нотр-Дам
   На этом тайны собора  не заканчиваются.  На втором ярусе находится окно-роза диаметром 10 м., в центре её – Дева Мария с младенцем на руках в окружении двух ангелов. Дело в том, что знаки зодиака на большой Розе над входом и на  двери Девы Марии начинаются не со знака Овнов, а со знака Рыб, как в индийской астрологии. Рыба там – символ связи души человека с Душой мира. Между вторым и третьим этажом Нотр-Дам в нишах стоят  28 скульптур (высотой 3.5м.)  иудейских царей, а в истории их было 19, но 28 – число дней в лунном месяце. Цвета на витражах тоже  отличаются от традиционно христианских: в центре Розы Дева Мария была  изображена в красном плаще и зелёной одежде под ним, тогда как традиционный её цвет – голубой. Со временем цвета стёрлись, только кое-где ещё видны следы краски. 

Изображение
              Париж, Нотр-Дам, большая Роза и 28 скульптур иудейских царей   
    Французская революция принесла разрушения Нотр-Дам: Робеспьер приказал обезглавить каменных королей, украшающих собор, хотя это были не французские короли, а иудейские цари, но малограмотные якобинцы всё же думали, что это короли Франции, для них они совсем не являлись символами свободы. Значит – долой головы, хоть и каменные!
Изображение
                             Париж, Нотр-Дам, скульптуры иудейских царей
      Как же подобны действия революционеров и  «новоиспечённой» власти во всех странах, где происходили бурные, кровавые события. Вспомнился эпизод из советского фильма: революционные рабочие и матросы ворвались в Зимний и увидели скульптуру Венеры Милосской, один из них (видимо, комиссар), обращаясь к толпе, грозно воскликнул: «Кто бабе руки оторвал?» Подлинная  скульптура Венеры Милосской, находящаяся сейчас в Лувре (я её видела!), тоже в своё время была разбита на несколько частей и лишилась рук (которые так и не нашли!) из-за невежества и жадности: лучше уничтожить, чем потерять бесценную находку, не мне – так никому!            
Химера Нотр-Дам
    Подобное невежество было и у французских революционеров. Как в России после революции уничтожались уникальные реликвии (а сколько их было вывезено из страны!), разрушались архитектурные сооружения, так и во Франции нещадно боролись «с прошлым», расплавляя колокола Нотр-Дам на пушки, а свинцовые гробы епископов - на пули и картечь.
   Нотр-Дам даже хотели продать, но собору повезло: после казни Робеспьера все церкви были возвращены приходам. Всю первую четверть XIX в., в наполеоновский период, Париж строился, расцветал, а Собор, однако, всё ещё находился в плачевном состоянии.
  
 
Химера Нотр-Дам

В.Гюго
   Помог восстановить Нотр-Дам, как ни странно, писатель В.Гюго, опубликовавший в 1831г. свой знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери». Прежде всего, В.Гюго хотел показать величие и красоту старинных архитектурных сооружений, Нотр-Дам в том числе, поэтому все действия нового романа происходят вокруг собора. И писателю удалось «всколыхнуть», «пробудить» общественность: в 1832г. Палата Депутатов созвала Комиссию по реставрации Собора, в неё включили и В.Гюго.
   Роман «Собор Парижской Богоматери» мы читали, когда учились на втором или третьем курсе университета, с ним связаны мои воспоминания о студенческих годах. Сколько литературы мы, филологи,  перечитывали - горы! И так от сессии к сессии. Предстоял экзамен по зарубежной литературе, а преподаватель – женщина средних лет – предупредила, что никакой критики по пройденному и изученному произведению не признаёт, только знание текста –  залог успешной сдачи экзамена. И обещала очень быстро проверить, насколько глубоко студент знает текст, но тайну системы этой проверки не раскрыла.  Студенты дрожали, яко осиновые листья. Каким образом проверяется знание текста, я увидела, когда села за стол преподавателя отвечать по билету, а попался мне роман В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». 
Первая иллюстрация к роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери)
 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_(%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD)

 http://portfolio.1september.ru/work.php?id=571018.
Иллюстрация к роману В.Гюго "Собор Парижской Богоматери"
    Не помню всех вопросов, которые мне задавались по содержанию романа, т.к. их было много, а вот последний из них отложился в памяти на всю жизнь: «Как Эсмеральда нашла свою мать?»  Роман мне нравился, поэтому прочитала его с большим удовольствием и без труда отвечала на поставленные вопросы. Нашла благодаря башмачку, который висел у Эсмеральды на шее как талисман, данный приёмной  матерью, чтобы девушка нашла своих родителей. Когда малышку похитили цыгане, башмачки были на ней.
Эсмеральда - автор Лариса Дудник
http://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml?id=1156
Эсмеральда Ларисы Дудник
   Мать от горя стала затворницей Роландовой башни, и когда «проклятую цыганку» вели на казнь мимо клетки затворницы, она высунула руку и схватила девушку, пытаясь её задушить. И только вышитый башмачок спас Эсмеральду от смерти, как оказалось, такой же находится у затворницы Пакетты… Трагический конец романа – гимн любви, хотя безответной и безнадёжной… А Квазимодо было всего-то 20 лет! К сожалению, современные студенты  - не читающее поколение. 
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1347505
Эсмеральда подносит воду Квазимодо, привязанному к позорному столбу

http://www.liveinternet.ru/users/evgenij_ruskich/post126022832
Химеры Нотр-Дам
      Работы по реставрации Нотр-Дам шли 23 г., их  поручили ещё совсем молодому архитектору Виоле-ле-Дюку, который украсил верхнюю галерею статуями химер. В Нотр-Дам соединились романский стиль (фасад) и готика.      Завершилась реставрация в 1864г. Статуи иудейских царей были выполнены заново, был сделан металлический кружевной шпиль. Среди статуй апостолов - скульптурный портрет самого Виоле-ле- Дюка - это  
 смотрящий вверх, на шпиль, скептик Фома.

http://www.liveinternet.ru/users/evgenij_ruskich/post126022832
Химеры Нотр-Дам
На ссылке указан сайт, где можно посмотреть много фотографий химер
     В 1978г. подлинники статуй иудейских царей нашлись в подвалах Французского банка внешней торговли. Неизвестный смельчак 200 лет назад привёз их сюда, за 3км. от собора. Во время каких-то раскопок нашли и 364 обломка с фасадов Нотр-Дам, в том числе и каменные головы царей. Они теперь находятся в экспозиции музея Клюни, о котором я уже писала.
   А наша группа заходит внутрь собора Нотр-Дам…

4 комментария:

  1. Хорошо, что Вы стремитесь делать ссылки, но надо, чтобы адрес оставался "спрятанным". Внимательно смотрите, когда делаете ссылку - в одном окошке текст, в другом - адрес...

    ОтветитьУдалить
  2. Виталий, спасибо за комментарий. Виталий, в некоторых ссылках адрес у меня спрятанный, а в других нет, и это так получается из-за интернета или из-за компьютера. Прямо через раз. Когда открывается это окошко, о котором Вы пишете, я вставляю туда и адрес, и текст и нажимаю "ОК", а дальше - ничего не происходит, как заблагорассудится... всё зависает - и ни туда ни сюда. И тогда мне приходится делать ссылку по-другому, через "добавить подпись", и тогда она видна.

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, это уже почти украинизм: "заходит в середину Нотр-Дам", Вы, наверно хотели сказать "внутрь"...

    ОтветитьУдалить
  4. Виталий, спасибо. Бывает... Исправила.

    ОтветитьУдалить