воскресенье, 8 мая 2011 г.

Апрель театральный

1.Нестандартное решение
   О театре Романа Виктюка, о его нестандартных постановках спектаклей, своеобразном видении тем и проблем избранных для показа на сцене произведений писали и говорили уже давно. Я же не видела ни одного спектакля театра Р.Виктюка, а, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
   И вот такой случай предоставился: афиши, расклеенные по Севастополю, сообщали, что в театре им. Луначарского будет показан спектакль «Эдит Пиаф». Но дата показа единственного спектакля заставила меня призадуматься: она совпадала с Днём моего рождения. Что делать? И решение пришло совершенно неожиданно: а не провести ли этот мой день нестандартно, по-особенному? Билеты на спектакль «Эдит Пиаф» в постановке Романа Виктюка и на рок-оперу-балет «Юнона и Авось» Крымского академического Украинского музыкального театра (Симферополь) были куплены как подарок на свой День рождения. И совершенно неожиданно был сделан ещё один великолепный сюрприз: мне подарили билет на спектакль «Аккомпаниатор», в котором играли лучшие русские артисты.   

2. Первое впечатление: спектакль «Эдит Пиаф»
    Итак, сначала о декорациях. Почти всю сцену занимает большой планер, сделанный из фанеры. Справа – зелёная перегородка с дырками, около неё – 2 стула. Предназначение перегородки и дырочек в ней стало ясно в ходе спектакля.  На заднем плане – белое полотно с написанным огромными буквами словом «любовь».
  Теперь об артистах: 2 парня (не знаю имен актёров) и грузинская джаз-певица Нуца. Афиши обманули: артисты совсем не те (где Добрынин?), их должно было быть трое, кроме Нуцы.
   В начале спектакля зрителей попросили выключить мобильные телефоны, т.к. к одежде артистов прикрепили сверхчувствительные микрофоны. Ладно, так в театре положено.
    Суть спектакля такова: ставят пьесу или фильм (не понятно) об Эдит Пиаф, актриса пытается сыграть великую певицу, но не может войти в образ, ничего не получается. Чтобы ей помочь, режиссёр прокручивает запись с песнями в исполнении Эдит Пиаф, слышится её речь, певица говорит о любви и о чём-то ещё…
    В это время иногда звучит современная музыка (зачем? связь с современностью?), и один из парней танцует под неё. Она так действует на парня, что он обхватывает ладонью свой мужской орган и делает колебательные движения. Наверное, надо понимать так: современная музыка приводит в экстаз.
    Потом другой парень в глубине сцены раздевается до трусов и, подойдя к краю сцены, надевает одежду легионера: в жизни героя произошли перемены. Он – лётчик, познакомился с Эдит на вечеринке-концерте, где она пела. Лётчик на спор должен поцеловать девушку. Это долго обыгрывается.
    Далее показывают, как он летал, как боялся быть сбитым, как был ранен, поэтому у него частые приступы: болит голова, парня всего трясёт…
    Нуца, играя Эдит, часто вскакивает на стул (импровизированная сцена?), говорит, а поёт редко. Надо признать, что поёт хорошо. Её пение – украшение спектакля. Нуца его «вытягивает». Но песен всего 4-5. Артистка часто поправляет сползающий атрибут одежды – чёрные гетры (погружение в эпоху Эдит Пиаф? такую одежду она носила?). 
    Легионер целует девушку, дарит ей цветы, которые вставляют в дырочки зелёной перегородки (вот их предназначение!), а потом разбрасывает по сцене. Звучит реплика актёров, что цветы пластмассовые, а не живые из-за кризиса (связь с современностью?).
   В основном все действия – на планере. Ведь не зря же он здесь стоит! Как у А.Чехова: висит ружьё – значит, оно должно выстрелить! По планеру лазят, как кошки, все герои, бедная Нуца в том числе. Иногда ей помогают парни. Зритель слышит (из-за микрофонов) тяжёлое дыхание запыхавшихся актёров, их надрывную игру. Авторское решение? Наверное, «дышите вместе с нами»…
    Спектакль заканчивается так неожиданно, что зрители даже этого не поняли и спрашивали друг у друга: «Это антракт?» Оказалось, нет: артисты кланялись. Зрители стали хлопать, всё же не понимая, чем же закончился сюжет спектакля.
   В раздевалку была длинная очередь, я увидела коллег и просто знакомых. Они не были в восторге от спектакля, как и я. Может, я не понимаю «высокого» искусства? Думаю, его не поняли многие зрители. Не жалею, что пошла на спектакль, хоть представление имею о театре Романа Виктюка, который у всех на слуху.   


   3. Рок-опера-балет «Юнона и Авось» - гимн верности и любви
Через четыре дня я вновь была в театре.  «Юнона и Авось» - одна из наиболее известных рок-опер композитора А.Рыбникова на стихи (поэма «Авось») А.Вознесенского, недавно ушедшего от нас.
  «Юнона» и «Авось» - это название двух парусников, на которых в 1806 году с Аляски отправилась, надеясь на русское «авось повезёт»,  в далёкую Америку экспедиция графа Николая Резанова – путешественника и видного государственного деятеля. Это была первая попытка России (в лице дипломата Н.Резанова) наладить торговые связи с Америкой.
   Во время спектакля очень удачно была использована вращающаяся середина сцены: за несколько минут артисты-матросы составили, соединив две части, большой парусник и подняли на нём Андреевский флаг. Это было зрительно и эффектно.
   И вот русские корабли у берегов Калифорнии – испанской колонии в то далёкое время. Н.Резанов от лица России и императора Александра приветствует губернатора. Скоро состоится бал по поводу шестнадцатилетия дочки испанского колониста – красавицы Кончиты (Марии деля Конченчион де Аргуэльо). Резанов, как посол императора России, тоже приглашён на торжество. Николай и Кончита вальсируют – и закружилась в волшебном вихре звуков любовь, вспыхнувшая между мужчиной и юной девушкой (разница в возрасте огромна!).
   Но у Кончиты есть жених – пылкий и страстный Федерико. И состоялась дуэль, во время которой испанец был смертельно ранен. Переживая за судьбу своей невесты, Федерико просит Резанова не оставлять Кончиту, т.к. девушка  не переживёт разлуки и умрёт от тоски. Тайный обряд помолвки Николая и Кончиты совершают два священника  - христианский и католический (костюмы великолепны!).
   Балетная труппа театра танцем выражает чувства влюблённых, всё, что происходит на сцене. Одновременно исполняются песенные партии, два раза звучат замечательные слова:
                                                          Я тебя никогда не увижу,
                                                          Я тебя никогда не забуду.
У ведущих артистов (мужчины, девушки и парня), исполняющих главные сольные партии, сильные, приятные голоса. Их пение, без крика и надрыва, радовало слух. Но так не хватало тех сверхчувствительных микрофонов, какие были у артистов театра Р.Виктюка! Слова некоторых вокальных исполнений просто «терялись».  
   Фортуна отворачивается от Н.Резанова.  Дела идут неуспешно.  Граф неоднократно шлёт депеши императору Александру – ответа нет.  Скандал после дуэли вынуждает русских покинуть Сан-Франциско.
    Долог путь морями-океанами… Месяц, второй, третий Кончита ждёт вестей от любимого. А Николай Резанов, несколько лет ожидая разрешения на брак с католичкой, неожиданно тяжело заболевает и умирает в Сибири, под Красноярском, так его и не добившись. Невенчанная невеста верна любви – ждёт своего капитана. Летят годы – ничего не известно о Н.Резанове, не пришло ни единой весточки. Минуло 35 лет горестных ожиданий и надежд, пока Кончита узнала о смерти любимого. Дав обет молчания, она постригается в монахини и умирает в келье монастыря.
   Звучит «Аве Мария», и на сцену в сияющем ореоле спускается Пресвятая Дева Мария. Наконец-то души влюблённых воссоединились на небесах!
    Очень удачно была использована серебристая мишура, которая в лучах осветительных приборов казалась льющимся с небес золотым благодатным дождём. Величие звучащей музыки, зажжённые свечи, которые держали все артисты, яркие, богатые костюмы (в том числе и служителей церкви, монахинь) – всё это волшебство, происходящее на сцене, заставило весь зал зачарованно смотреть на своеобразный гимн верности и любви.
    И, действительно, это чувство будет жить вечно. Спустя два века после драматических событий произошёл символический акт «воссоединения» влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова: «Я тебя никогда не забуду», а на другой – «Я тебя никогда не увижу». 


4. О душевном тепле и одиночестве: спектакль по пьесе
    Александра Галина  «Аккомпаниатор»

      Занавес открылся. На сцене – необычные декорации: при помощи нескольких полотен лёгкой, прозрачной ткани, на которую нанесён рисунок, воссоздан интерьер квартиры. Дом старый, наверное, ещё сталинской постройки: высокие потолки, большие окна, из которых виден сквер, бульвар со старинными ажурными фонарями…  Обстановка квартиры проста: на сцене -  диван, стол и стулья, тумбочка с телефоном…
    В этой большой квартире одиноко живёт вдова научного работника Жанна Валерьевна Кораблёва – степенная, интеллигентная пожилая женщина, роль которой великолепно сыграла Екатерина Васильева. С некоторых пор её одиночество скрасил молодой человек – Григорий Николаевич (его роль играет Иван Складчиков), просто Гриша для хозяйки, которая воспринимает парня как сына. Ведь детей у Жанны Валерьевны нет, и некому утешить её старость. Гриша помогает по дому: готовит, даже печёт пироги, ходит в магазин... Но самое главное для вдовы – общение с молодым человеком.
    О Грише пока известно мало: молодой музыкант, зарабатывающий на жизнь, аккомпанируя на рояле. Он беден, поэтому подрабатывает, ухаживая за пожилой дамой, ведя её хозяйство. Между парнем и вдовой полное взаимопонимание, и Жанна Валерьевна подумывает о завещании в пользу Гриши.
    И вот раздаётся звонок в дверь – и на пороге фурией появляется неожиданная гостья – Светлана Васильевна, роль которой просто потрясающе сыграла Елена Санаева, точно передав взрывной характер неравнодушной пенсионерки. Гостья приоткрывает завесу тайны Гриши: оказывается, он ухаживает не только за Кораблёвой, но и за Светланой Васильевной, и за Кукиным Изольдом Тимофеевичем. Возможно, что не только за этими тремя пенсионерами…  
    Возмущённая открывшимися фактами, Светлана Васильевна с негодованием рассказывает о том, что она почти подарила свою квартиру молодому проходимцу, осталось только заверить документы у нотариуса, но тут вовремя всё тайное стало явным…  
   Жанна Валерьевна потрясена: ей, интеллигентке, порядочной женщине, привыкшей всё строить на доверии, просто не верится, что нечто подобное может происходить в нашей жизни. Но, к сожалению, правда оказывается горька. Это подтвердил звонок к Изольду Тимофеевичу, и вскоре пенсионер появляется в квартире Кораблёвой.
   У него своя  история: бурная любовными романами жизнь. Но где же эти женщины? Их нет, остались только многочисленные фотографии, которыми хвастается пенсионер, да привычки ловеласа: поухаживать за женщиной, погладить, даже ущипнуть… Кукин (его прекрасно сыграл Лев Дуров) не одинок, в отличие от других героинь, у него есть многочисленные родственники: дети, внуки, племянники… Но как одинок Изольд Тимофеевич при этой «орде» родственников! Разве нужен им старик? Когда же он, наконец, умрёт, освободив квадратные метры? Поэтому пенсионер так рад появившемуся в его пустынной квартире Грише. И если женщины негодуют, стали даже бояться парня, то Кукин всё равно готов отдать ему свои сбережения и подарить квартиру.
   Итак, кто же такой Григорий Николаевич? Зачем он устроил эту афёру с пенсионерами? Оказалось, что парень женат, молодожёнам негде жить, поэтому ютятся у родителей. А какие заработки у молодого музыканта? Разве на них можно приобрести собственное жильё? Конечно, нет! Вот и нашёл Гриша необычный, но весьма результативный способ заработка.  Однако пенсионерам повезло в том плане, что он хорошо о них заботился и оказался не последним проходимцем и аферистом, а человеком, который ещё не потерял совесть.
   Проходит некоторое время, Гриша исчезает из жизни трёх пенсионеров – и одиночество снова поселяется в их квартирах. Первой уходит в мир иной неуёмная Светлана Васильевна. Эту скорбную весть Кораблёвой приносит Кукин. Но оказывается, что эта женщина первой же и простила молодого музыканта, оставив дарственную на его имя. Изольд Тимофеевич вручает Грише документы.
   Григорий к этому времени нанялся к одной богатой даме, она хорошо оплачивает его услуги и хочет, чтобы юноша сопровождал её в поездке в Крым, а потом на даче. Изольд Тимофеевич отговаривает  Гришу от поездки и обещает тоже оформить дарственную на квартиру, на что молодой музыкант отвечает: «Да что вы, Изольд Тимофеевич! Ваши дети и внуки  меня потом по судам затаскают!» Вот реалии нашей жизни: нужна только жилплощадь, а не проживающие там владельцы!
   Жанна Валерьевна также понимает зависимость Гриши от этой богатой дамы и хочет оградить парня, дать ему свободный выбор, обеспечив материально. Кораблёва вручает Григорию (как сыну!) значительную сумму своих сбережений, убеждая его взять деньги.
   Итак, побеждает радость прощения, щедрость, благодарность за искреннее участие,  душевное тепло и заботу. Именно это присуще одиноким людям, вновь обретшим близкого человека. 
   Рассказали эту трогательную историю, пронзительную в своей современности, подарили зрителям огонёк душевного тепла лучшие русские актёры Екатерина Васильева, Елена Санаева, Лев Дуров и Иван Складчиков.       


4 комментария:

  1. Я словно побывал на этих представлениях!
    Спасибо!
    Хотя Юнону я не раз смотрел...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Виталий, за отзыв. Для меня Ваши слова ценны.

    ОтветитьУдалить
  3. И еще... Плохие фото лучше не ставить. Или попытаться их обработать - выкадровать, высветлить и т.п.
    Рекомендации, например, здесь, попробуйте обязательно:
    http://forum-vit.blogspot.com/2011/05/blog-post_05.html

    ОтветитьУдалить
  4. Виталий, большое спасибо за совет. Буду учиться.

    ОтветитьУдалить