Powered By Blogger

пятница, 19 августа 2011 г.

"Командировка в Париж": путешествие по Европе

1.    Прохождение границы
  24.07.2011 (воскресенье) в 9.00 из Львова сорок шесть туристов выехали в комфортабельном автобусе, чтобы проехать 6000 километров дорогами Словакии, Австрии, Германии, Франции и Чехии.

На фотографии:  Австрия. Вена.

До Ужгорода, где нам предстояло проходить границу, ехать пять часов по Прикарпатью и Закарпатью. Во время движения наш гид – сопровождающая  группы Лиля -  ведёт экскурсию, рассказывая о городах, которые мы проезжаем. Например, Стрый – дословно означает «быстрое течение», в городишке расположено 232 маленьких предприятия. И речка есть с таким же названием.

На фото: Карпаты, горная река

За окнами автобуса – живописные картины: Карпаты, окутанные облаками, быстротечные горные реки. Моросит дождик. До границы – уже рукой подать. Останавливаемся около придорожного кафе, чтобы пообедать, заплатив последний раз гривнами, а дальше – только евро и кроны в Чехии. Здесь довольно уютно, да и выбор блюд разнообразный. А порции, как оказалось, большие – пришлось второго блюда взять половину. Всё вкусно и не дорого: за борщ, большую отбивную (как ладонь с пальцами), гречку с подливой и компот (узвар из сухофруктов) я заплатила около 13 гривен. Другие брали на первое солянку (она дорогая - 14 грн.), на второе вареники (с грибами, с картошкой и т.д.), что-то ещё, но никто больше 30грн. не потратил. Там же мы докупили минеральной воды: 1.5л. = 8грн. (дороговато!). А когда она закончилась, то мы просто в отелях наливали воду из-под крана: она везде хорошая, чистая.
    Пообедали – и снова в путь! Нас знакомят с правилами прохождения границы. Каждому туристу раздали распечатанные правила, кроме этого, руководитель группы отвечает на вопросы и рассказывает, что можно провозить и в каком количестве. Например, крепких алкогольных напитков можно взять на одного человека только 1 литр, а вина – 2 литра, пива – 5л. . В автобусе было много курящих мужчин и женщин, поэтому особое внимание обратили на провоз табачных изделий – 2 пачки (40 штук) сигарет на человека. А за границей сигареты стоят дорого: приблизительно 5евро пачка. Если провозишь сигарет больше, то их конфискуют, налагают штраф 100 евро и депортируют из страны, запрещая въезд в течение  5 лет. Выход такой: можно попросить, например, соседа по креслу провезти две пачки сигарет или какого-нибудь некурящего туриста из автобуса.
    Мы ещё до границы все познакомились. Люди были из разных областей Украины, много одесситов, из Донецка. Нас, крымских, было 6 человек, но из Севастополя только мы с подругой. В основном ехали парами: парень и девушка, супруги разного возраста, подруги и несколько семей из трёх человек (с детьми- школьниками, но не младших классов), очень много молодёжи. Те, кто был без пары (человек 10), познакомились в автобусе с соседями по креслу, а потом и в отелях жили вместе: расселяли по 2 человека в номер. Зрительно мы знали всех туристов из нашего автобуса, но больше (по именам) познакомились с теми, кто ехал в первой части.

На фотографии: первая часть автобуса, вид из окна

Автобус разделяется на две части, есть два входа, два телевизора. Места определяются при покупке тура: чем раньше внёс деньги за него, тем лучше будут места в автобусе. На задних рядах сидеть вообще плохо. Наши места (11-12) были впереди: третьи кресла от водителя, вернее, от руководителя группы. Сразу за водителем – кресла для отдыха второго водителя, а справа – для отдыха сопровождающего, а потом уже для туристов.  Лучше всего сидеть на первых креслах, т.е. сразу за вторым водителем или за гидом, т.к. видишь дорогу и можешь фотографировать.  Мы этого сделать не могли, просили пару раз впереди сидящих сделать снимок, а сами фотографировали в большое окно рядом с нашими креслами, но часто выходило размазанное, расплывчатое изображение, которое приходилось удалять. Потом кто-то посоветовал всем убрать вспышку, и, действительно, стало лучше.  Мешала ещё скорость, но всё равно у меня есть много снимков, сделанных из окна автобуса, правда, не всего, что мне хотелось бы запечатлить.
     О том, что мы приближаемся к границе, узнали по длинной, в несколько километров, веренице фур. На границу и таможню в Ужгороде приехали в 14.05 по нашему времени. У нас забрали загранпаспорта, особенно проверяли документы у тех, кто ехал с детьми (таких было мало). Из автобуса выходить нельзя, но было так жарко, что через некоторое время туристам разрешили постоять около автобуса, не расходясь по сторонам, сходить по 1-2 человека в туалет. Граница со страной, входящей в Шенген, но эта самая комната была такой, как почти везде в нашей стране. Нас предупредили ещё в пути, что «кустиков», как в Украине, не будет, а делаются санитарные остановки через 2-3 часа. Мы эти самые «кустики» видели в начале пути по Словакии, совсем около дороги мужчины стояли около них, но дальше подобного уже, действительно, не было.
    Все туристы стали звонить родным, сообщая, что стоят на границе. Вроде бы ещё и Украина, но люди были наказаны: у многих сразу же со счетов на телефонах высчитали большие суммы, например, у моей подруги за пару минут разговора по МТС «украли» 50 грн., у меня в воскресенье почти бесплатный разговор по Киевстар, но не досчиталась 10 грн. Все сразу же перестали звонить, кроме тех, кто приобрёл специальный (дорогой) пакет. Старшие групп его продают за 180грн., но мы обошлись и так. За границей отправить СМС=4 гривны, позвонить=12грн. минута, причём и входящие, и выходящие платные для двоих.  Как только пересекаешь границу, на телефон приходят разные сообщения: номера телефонов Консульств, информация о тарифах и т.д., за неделю путешествия мне пришло 42 СМС.
   Наконец отдали паспорта - и мы в 15.20 переехали на границу Словакии, буквально метров 50. Сидим в автобусе, жарко – водитель включил кондиционер (есть общий и около каждого кресла), но он работает только на ходу. Словацкие пограничники подошли и сказали, чтобы холостым ходом не загрязняли атмосферу. Пришлось всё выключить. В салон зашла девушка-полицейский, невысокая, хрупкая, симпатичная, в очках, стала собирать паспорта, внимательно всматриваясь в лица и называя имена туристов. По-русски говорить не умеет. Я же рассматривала её форму: серые узкие брюки прямого покроя, на поясе – кобура с пистолетом; бежевая рубашка с коротким рукавом, на плечах – погоны с тремя большими звёздами; на голове девушки – красивая форменная серая шляпка с круглыми полями, с кокардой впереди. Жаль, что на границе нельзя фотографировать: конфискуют аппаратуру. Но на других границах, менее важных (между странами, входящими в Шенген), я всё же смогла что-то сфоткать. От нечего делать я стала рассматривать саму таможню. Все большие здания и маленькие будочки около 4-х полос для легковых машин (одна из них для автобусов) – под цветной пластиковой высокой крышей. С этой стороны зданий въезжают в Словакию, на другой стороне – всё точно такое же, но для въезда в Украину. Разделяет эти пункты  большое здание таможни. Для фур – дорога повыше, как бы на бугре. Из автобуса её плохо видно. Видим, как проверяют легковые автомобили. Вот водитель выгружает всё из салона и багажника. Он хорошо запасся минеральной водой, взял много упаковок, видимо, будет колесить дорогами Европы, а там цена разная: от одного евро за маленькую бутылочку воды. Его машину простукивают со всех сторон. Так обыскивают почти все машины, на границе есть служебные собаки. А вот следующий автомобиль с иностранными номерами и с женщиной за рулём проверяют не так тщательно и быстро отпускают. Но из автобуса с иностранными номерами, который стоит перед нами, выходят пассажиры и, взяв свои вещи из багажника, направляются в огромное здание таможни, где их багаж будут проверять специальными приборами.  Нам говорят, чтобы и мы приготовились к этой процедуре. Туристы немного приуныли. Вот, наконец, тот автобус уехал, подъезжаем немного ближе к таможне. Наша старшая выходит к представителям власти, они ей что-то говорят. Лиля заходит в салон и объявляет, что мы выходить не будем, только откроют багажник и проверят избирательно некоторые вещи. Мы с подругой не беспокоились, т.к. у нас там стояли сумки с продуктами и одна сумка с вещами, а моя небольшая сумка с вещами была у меня под ногами в качестве подставки. Подставки для ног в автобусе были, но маленькие и очень низко расположенные, т.е. неудобные. После ночных переездов и после долгого пути ноги почти у всех отекали, кто-то пошутил, что они стали как сосиски. За ночь в отеле ноги «отходили».
    Таможенники в присутствии Лили открыли несколько больших чемоданов (с ручками) и аккуратно посмотрели вещи, но только сверху, дальше рыться не стали – и отпустили нас с Богом. Пока паспорта не принесли, поэтому мы отъехали ещё дальше, уступая место следующему автобусу. Нам разрешили сходить в санитарную комнату. Она была значительно лучше украинской, но всё же грязноватой. Те, которые мы видели во время путешествия, повергли нас в шок и в изумление, но об этом позже.
    В 16.30 приносят паспорта и мы покидаем границу Украина-Словакия, двигаясь в глубь страны. Переводим часы назад на один час: с этого момента живём по европейскому времени. Говорят, что нам очень повезло: мы прошли границу за 2.5 часа, а бывает, что стоят часа по 4 и больше, даже сутками.

На фотографии: Словакия, горный посёлок

2.    Словакия – лёгкие Европы

На фотографии: Словакия. ГорыТатры

Едем по довольно неплохой дороге, но неширокой. Лиля рассказывает о стране, о её людях, обычаях, о том, что пьют и едят, советует, какие здесь можно купить сувениры. Любимая водка словаков – бороковичка, а 0.5 кружка пива стоит 2 евро. Чесночка – суп, после которого будешь помнить и вечером, что ел его. Палачинки – блинчики с разным наполнением.
     Вдруг видим впереди на дороге длинную вереницу машин, оказалось, что произошла большая авария. Простояли в ожидании 0.5 часа и заметили, что на место аварии подлетают вертолёты. От Ужгорода к этому времени мы проехали 200 км., водитель выяснил, что ждать ещё долго, часа 1.5. Машины, стоящие впереди, стали разворачиваться, но шоссе было узковато для этого. К счастью, вбок вела не асфальтированная просёлочная дорога, с помощью которой и развернулись несколько машин. Наш водитель не растерялся и, пока другие ещё мешкали, довольно быстро и ловко развернул всю махину нашего автобуса. Мы поехали назад.

На фотографии: Словакия, вид с моста на посёлок

Смотрю на часы: по европейскому времени 17.21, сворачиваем на другую дорогу, здесь транспорта мало. Пошёл дождик. За окном – чужая страна, но такое впечатление, что едем по Украине. Словакия – самая бедная из всех стран, входящих в Шенген. Сёл мало, в основном небольшие городишки. Многоэтажные дома стандартные, советских времён, частные дома довольно простые, одноэтажные, богатых дворов нет. Изредка попадаются дома красивее, с зелёными лужайками, а семья сидит во дворе на белых пластмассовых стульях за такими же белыми столами. Люди обедают или отдыхают. Мне было интересно, есть ли у них огороды и что они на них сажают. Оказалось, что есть небольшие участки. Растёт картошка, кукуруза, т.е. всё, как у нас. Но на балконах – только цветы в горшках или разных кашпо. Удивительно, что по улицам ходят смуглые жители, похожие на цыган, бедно одетые. Конечно, есть люди и с более светлой кожей, то других больше увидела.
   Проезжаем город Пшеров – 35км. от г.Кошице. Здесь живут 135000 человек. Видим на улице самый настоящий самолёт (к сожалению, снимок не получился), оказывается, в нём устроили ресторан. Жители этого края занимаются виноделием – это семейный бизнес, покрытый тайнами: у каждого свой рецепт приготовления вина.

На фотографии: Словацкий городок в горах

Вокруг – горы Татры, крутые, как у нас в Крыму, повороты. Луга в цветах, по траве неспешно шагают аисты. Горы как бы «проткнули» тучи. 18.40 – ещё 70км. до нашей цели – города Попрада.
На фотографии: Словакия, дорога к г.Попраду (вид из окна автобуса)
    18.55 – осталось 50 км. Неожиданно въезжаем в красивый туннель. Скорее закрываю глаза и, слегка хлопая в ладоши, загадываю первое желание за границей. Открываю глаза – а мы всё ещё движемся по туннелю. Смотрю на светящиеся часы на табло около водителя: едем уже 5 минут, а вокруг всё ярко освещено. Красота! Как в сказке!  Длина туннеля оказалась 5 километров!

На фотографии: Словакия, г.Presov, заправка, на горе видна крепость

Только вынырнул автобус из искрящейся подземной красоты, как на высокой горе увидели продолжение сказки – величественный полуразрушенный старинный замок. Я его сфотографировала, но уже позже, с другой стороны, на заправке.

На фотографии: Словакия, заправка

Проезжаем город Пресов ( Presov). Да, не зря Словакию называют лёгкими Европы: здесь и Татры, и огромные чистые горные озёра, и быстрые реки.

На фотографии: Словакия, горное озеро Liptovska Mara

От Ужгорода до Попрада 600 километров. Вдоль дороги около лесов (сначала только не было) – довольно высокая оградительная сетка, чтобы зверьё не попадало под колёса. Очень много мостов и мостиков через трассу, и предназначены они для животных, даже знаки специальные есть.  Мосты с ярко-розовыми, малиновыми и фиолетовыми перилами, часто мостики даже травой заросли. Такую заботу о животных мы видели во всех странах, а проехали не мало – 6000 километров. Удивительно одно: никто не ворует эту сетку, не разрезает, а у нас давно уже по кусочкам растащили бы.  Во многих местах и поля ограждены. Говорят, что даже для лягушек есть специальные водные переходы. Всё в руках человека!

На фотографии: Словакия, город Попрад (вид из окна отеля)

19.45 (20.45 по нашему времени, но ещё светло) приехали в небольшой город Попрад и поселились в трёхзвёздочный отель «Татры» - первый отель за границей.

На фотографии: Словакия, г.Попрад, жилой дом (вид из окна отеля)

И холл, и сам номер нам понравились.
На фотографии: Словакия, г.Попрад, отель "Татры", холл второго этажа - около лифта

На фотографии: Словакия, г.Попрад, Tatra Hotel, холл первого этажа

На фотографии: Словакия, г.Попрад, бар отеля "Татры"

В номере две большие кровати с белоснежным бельём (оно во всех отелях стандартное), 2 шкафа, большой стол с телевизором, с телефоном, над ним – большое зеркало. В прихожей – вешалки. В ванной комнате всё сверкает белизной: и кафель, и раковина, и душ с закрывающейся шторой, и полотенца. Горячая вода есть круглосуточно.  Сначала, конечно, помылись в душе после дороги.
    Некоторые туристы пошли в супермаркет что-то купить.  Пиво – 49-57 центов в зависимости от вида, маленькая упаковка сосисок – 2.95 евро, килограмм – 5.18 евро. Покупали они и печенье (маленькая пачка = 2.5 евро) и др., а у нас, как почти и у всех, было всё своё. В маленькой баночке вскипятили (брали высокую майонезную баночку, 2  маленьких кипятильника, одноразовую посуду разного вида) воду, сделали чай из одноразовых пакетов, залили 2 пакета картошки  (мивину разного вида брали с собой, хлеб-нарезку, несколько упаковок печенья и конфет типа мятных и дюшеса), открыли паштет - и получился замечательный ужин. Потом сделали бутерброды на следующий день (в автобус, на экскурсии), приготовили пакет, взяли воду и др. (например, влажные салфетки). У нас была сыровяленая колбаса в герметической упаковке, такие же сосиски и просто нарезка. Всё это прекрасно сохранилось. Так готовились к следующему дню в каждом отеле, т.к. туда (кроме Парижа) мы больше не возвращались. Всё время вперёд и вперёд, автобус был нашим домом: здесь и кушали (аккуратно), и переодевались.  За границей в автобусах кушать не разрешают, но нашим туристам, зная их безденежье, разрешают  украинские водители. Утром нам предстоял первый завтрак – шведский стол, а дальше – поездка на курорт Бешенев.

1. Как всегда - потрясающе обстоятельно и информативно! Прочитав, почувствовал себя путешественником рядом с Вами!

2. Виталий, спасибо за хорошие слова. Я буквально живу этой поездкой, поэтому писать буду ещё много...

3. Я уже писала, но комментарий почему-то не прошел: Витал прав, Наталья так подробно все описала. что смело можно отправляться в путешествие. Морально будешь готов ко всем неожиданностям. Спасибо, Наташа.

4. Друзья, большое спасибо за внимание к моим очеркам и за комментарий к ним.